Рассказывает глав. ред. Auto.Mail.RU.
Рано утром во время брифинга перед началом курса обучения в зимней школе вождения Mazda известный гонщик Олег Кесельман хвастался: «У меня есть ноу-хау, благодаря которому во время зимних тренингов даже на Porsche не было ни одной аварии, ни одного бампера никто не оторвал. Поэтому будьте спокойны». Но Олег не знал, с кем связался…
Для чего нужно уметь ездить по льду и снегу, наверное, объяснять не нужно. Не секрет, что на скользком покрытии машина может стать просто неуправляемой из-за чего угодно: слишком высокая скорость, слишком сильно выкрученные в сторону колеса, нажатая не вовремя педаль тормоза… В общем, снег, не говоря уже про лед, всегда считались самыми опасными покрытиями для езды.
Не будем сейчас говорить про то, что зимой автомобиль должен иметь зимние покрышки. Это знают все. Но при этом мало кто обращает внимание на то, что за рулем нужно обязательно снимать свои ватники и шубы! «Никогда не садитесь за руль в теплой одежде, в дубленке или пуховике. В этой одежде хорошо гулять с ребенком или кататься с горок, но не управлять автомобилем. Как ни смешно это звучит, на первый взгляд, это очень важно! Теплая одежда сковывает ваши движения, мешает при интенсивном рулении совершать быстрые перехваты руля. Поэтому перед поездкой прогрейте автомобиль, убедитесь в том, что стекла автомобиля очищены от снега, и ничто не мешает обзору, снимите верхнюю одежду, пристегнитесь, и безопасной вам поездки!», — учит своих подопечных Борис Шульмейстер, многократный призер Чемпионатов России в различных дисциплинах, а сегодня главный инструктор Академии спортивного вождения Mazda.
Но все же не форма одежды важна при езде зимой. «Тише едешь – дальше будешь», — вот какой принцип должны исповедовать водители. Но иногда и спокойные шоферы попадают в крайне неприятные ситуации. Как с ними справиться и учат в школе Mazda. Но не только этому. Студентам объясняют принципы спортивного руления на льду, учат, как при необходимости отправить автомобиль в контролируемый занос, и, главное, как из него выйти.
Рассказывать все нюансы зимней езды бессмысленно. Их слишком много, и всего не знают, наверное, даже профессиональные гонщики. Можно дать лишь несколько советов. Совет главный – все делайте плавно. Плавно разгоняйтесь, плавно тормозите, плавно рулите. Последнее очень важно, ведь если во время езды по льду слишком резко крутануть руль, то машина станет неуправляемой! Поэтому по возможности изменяйте направление колес на небольшой угол. А еще всегда сбрасывайте газ (а при необходимости и тормозите) перед любым движением руля. Тем самым вы загрузите переднюю ось. На скользкой дороге это чрезвычайно важно!
Ну а что делать, если машина все-таки решила вас наказать и поехала сама по себе, например, начался снос (это когда передняя ось уходит наружу поворота)? Тут главное не пугаться. А еще надо подавить свое естественное желание. Желание довернуть руль в сторону поворота. По словам тренеров из Академии спортивного вождения Mazda, это самая распространенная ошибка всех водителей, которые не имеют необходимого опыта езды по льду. Ведь про «руль в сторону заноса» знают многие. А вот почему при сносе нужно крутить руль не в сторону поворота, а в сторону обочины, понимают далеко не все. Между тем, именно так и надо справляться со сносом. Когда автомобиль начинает «плужить» нужно не только снять ногу с педали газа (при этом передние колеса чуть загрузятся и получат лучший контакт с дорожным полотном). Необходимо еще и повернуть руль в сторону обочины. Благодаря последнему движению контакт автомобиля с дорогой восстановится. И уже после того, как машина станет вновь послушной, водитель должен аккуратно повернуть руль в сторону поворота.
Вроде бы звучит просто. Однако на самом деле отработать подобное упражнение до автоматизма ой как непросто. Именно поэтому проблеме сноса на зимних занятиях в Академии спортивного вождения Mazda уделяют так много внимания.
Однако будущим ученикам хочется напомнить о товарище Сталине. Да-да, именно о Сталине, ведь Иосиф Виссарионович говорил нам в свое время о «головокружении от успехов». А эти самые головокружения могут появиться уже через пару часов после начала занятий. Вот вы уже стали проходить повороты в контролируемом заносе, вот, казалось бы, научились правильно загружать переднюю ось и тут…
Чуть больше, чем положено, дал газу, слишком сильно крутанул руль, и вот автомобиль уже едет в сторону большого сугроба. И быстро едет. Бац!!! На меня показывают пальцем, коллегам весело, представителям Mazda не очень, задняя правая дверь Mazda CX-7 просится на замену. Мне грустно и где-то даже стыдно, хотя это первая (!) авария за всю мою жизнь.
Но сейчас, когда после занятий прошло уже несколько дней, я понимаю, что мятая дверь – оно ведь к лучшему (не для российского представительства Mazda, разумеется, а только для меня). Авария позволила понять, что снег и лед это не игрушки. И чтобы на нем ездить нужно «учиться, учиться и еще раз учиться» (В.И. Ленин).
P.S. В школе Mazda обучение зимой проходит в Тушино. Продолжительность курса – 4 часа. Стоимость обучения 25 000 руб. А со следующего года учеников начнут вывозить под Ярославль на турбазу Демино.
Добавить комментарий