В послевоенную эпоху в Челябинской области был построен химический завод, который впоследствии стал производственным объдинением «МАЯК». В качестве продукции там вырабатывался плутоний для советской атомной бомбы.
В результате аварии 1957 года пострадало более 270 тысяч человек, из них эвакуировали лишь 12 тысяч. Навсегда остались погребенными под радиационным слоем пыли деревни Муслюмово, Бродокалмак, Караболка, Мусакаево, Усть-Багаряк… Сегодня эти деревни либо заброшены государством, либо напрочь забыты…
Река Теча, находящаяся рядом с заводом, практически превращена в хранилища жидких радиоактивных отходов. Озеро Карачай, куда «Маяк» до сих пор сливает радиоактивные отходы, является одним из наиболее загрязнённых мест на планете. По данным экологических организаций, количество радиации, попавшее в это озеро, равняется 8-ми Чернобыльским выбросам.
Взрыв грянул 29 сентября 1957 года. В одной из «банок» с радиоактивными отходами отказало охлаждение… По официальным данным, радиоактивный выброс составил около двух миллионов кюри, по неофициальным — существенно больше. Площадь заражения охватила более 23 тысяч квадратных километров с суммарным населением около 270 тысяч человек. И были там радионуклиды из числа «долгоживущих»: стронций-90, цезий-137, изотопы плутония и другие.
В сентябре 57 года черное облако пыли поднялось над горизонтом и рассеялось на тысячи километров вокруг. На первом атомном заводе СССР по переработке радиационных отходов произошел взрыв. Тогда об этом на всю страну трубить не стали. Завод был защищен грифом «государственная тайна». Это было единственное оборонное предприятие во всем Советском Союзе. И – первое в своем роде… В сентябре 57ого граждане Великого Советского Союза впервые столкнулись с такой проблемой, как ядерная катастрофа. Руководство производственного объединения МАЯК, да государственные верха не имели четких представлений о том, как надо действовать в подобной ситуации…
Последствия, как оказалось позже, крупнейшей аварии в мире, которые в 20 раз превышают Чернобыльские, ликвидировали от мала до велика. Это потом люди узнают, что произошел выброс в атмосферу более 20 млн КИ, что заражено более 270ти тысяч человек. Тогда беременных женщин и детей выгоняли в поля для ликвидации последствий аварии. Ни о каких защитных средствах речи не шло…
Радиационный след прошел через Челябинскую, Свердловскую и Тюменскую области. Государство начало переселение сел и деревень, попавших в зону радиации. Но процесс шел медленно и неорганизованно. В 1958 году начали переселение деревни Караболка. Решили начать с той части, которая находилась на левом берегу реки — то есть ближе к эпицентру аварии – русская часть Караболки составляла 136 дворов. После их переселения руководство ПО МАЯК выпустило указ о приостановке переселения по причине восстания в других деревнях, которые также хотели немедленно уехать. Жителей так и не переселили.
Облучение, лейкемия, рак, цирроз, бесплодие, слабоумие, синдром Дауна – эти болезни стали постоянными спутниками жителей. Только заболевание раком в Караболке в 5 раз превышает средние показатели по России… Дети здесь уже рождаются с патологиями. Сейчас в селе осталось около 40 ребят… многие женщины просто не могут иметь детей. Те же, кто может, боятся рожать…
Один из населенных пунктов, также находящихся в зоне радиации, – деревня Муслюмово – рассматривается официальной медициной как полигон для изучения влияния малых доз радиации на уровень заболеванием лейкемией и раком. По статистическим данным заболеваемость злокачественными образованиями в Муслюмово в 3,5 раза выше, чем в среднем по России. По официальным данным, на онкологическом учете состоят 249 из 4000 жителей Муслюмово.
До 2006 года радиоактивно-загрязнённая территория вдоль реки Теча не имела никакого обозначения. Под давлением общественности руководство комбинат «Маяк» всё-таки приняло решение начать установку предупреждающих знаков. В прошлом году появилось 134 бетонных «предупреждения» о радиоактивной опасности, однако они по-прежнему редки и малозаметны.
Добавить комментарий